Тема: Volvo FH с полуприцепом Schmitz в масштабе 1/24
Volvo FH с полуприцепом Schmitz из Смоленского парка Girteka Logistics в масштабе 1/24.
Сцепка построена из наборов Italeri арт.3940 и арт.3918.
Решил отвлечься от бронетехники Второй Мировой войны и построить тягач в 24-ом масштабе. Выбор пал именно на Volvo FH 4-го поколения, так как на этих моделях грузовиков на тот момент я уже два с половиной года трудился, возил грузы из России в Европу и обратно.
В 2019 году от итальянского производителя Italeri вышла модель Volvo FH4 Globetrotter XL, от чего и появилось желание построить машину из фирмы, в которой работаю.
Приобрёл я эту модель на сайте Super-Hobby.ru (Польша), так как в Россию в конце 2019 года она ещё не поставлялась.
В то время я работал на Volvo FH красного цвета, увидев который первый раз, я просто влюбился в него. Прям такой приятный и насыщенный красный цвет, очень понравился:
Так как в наборе идёт аэродинамический обвес, закрывающий баки, решено было подыскивать прототип на фирме, что-бы и обвес был, в красном цвете, смоленские рег.знаки и п/прицеп Schmitz "штора". И о чудо! Возвращаясь как-то от механиков вечером, на стоянке я увидел то, что искал. А именно сцепку красной Volvo FH с юбками и тентованный полуприцеп Schmitz. Да и ещё всё это на российских номерах (у нас ещё много на литовских номерах было машин). Естественно я сделал кучу фотографий по этой сцепке (тут все выкладывать не буду, только несколько фотографий).
Помимо фотографий прототипа мною было сделано более 500 фотографий отдельных элементов конструкции тягача, информационные таблички и наклейки, элементы оптики и многое другое. Фотографии делал на стоянках, на сервисах и в салонах Volvo-truck в России и в Европе.
Даже попалась мне тогда, в 2019 году Volvo FH 5-го поколения, которую начали производить в Калуге в 2021 году.
Ну что, приступим
За окном середина апреля 2020 года, приступаем к постройке модели. Да, попрошу заметить — строю модели я в кабине тягача во время суточных отдыхов, простоях на таможнях, в ожидании паромов, в запреты движения грузовых автомобилей в Европе и т.п. Очень неплохо, когда хобби можно взять с собой на работу)))))
ХОДОВАЯ ТЯГАЧА.
За примерно пол дня была собрана рама тягача, собрана и установлена подвеска, а так же установлен задний мост.
Основная задача собрать грузовик модулями (т.е. не склеивать всё), что-бы вернувшись домой доработать модель и увеличить детализацию (провести все воздушные и топливные магистрали, добавить жгуты электропроводки и т.п.), а так же для облегчения окрашивания модели отдельными элементами.
Тут я допустил единственную и можно сказать фатальную ошибку. В инструкции сказано добавить какой-нибудь грузик в ведущий мост. Из подручных материалов в кабине я нашёл только несколько гаек. Благополучно вложив гаечку в мост, я склеил две половинки. А что-бы там ничего не болталось, решил заполнить пустоты модельной шпатлёвкой (Tamiya серого цвета). Раньше я пользовался обычной и дешёвой шпатлёвкой по дереву, которая нейтральна к пластику, а тут решил выпендриться и воспользоваться модельной шпатлёвкой. Снаружи она застыла быстро, а внутри нет. А к пластику она оказалась очень агрессивна. Я этого не знал. В итоге она изнутри расплавила ведущий мост и он стал мягким (как скорлупа яйца в рекламе Blend-a-Med в середине 90-х). Естественно спасти мост стало нереальной задачей. Демонтировал установленную ранее деталь.
Но я не был бы моделистом, если бы отсутствие основной части ходовой тягача заставило бы меня остановиться (или вообще выбросить модель, как это делают те, у кого что-то не получается). Взяв подручные средства (кусок литника, польские монетки, цианокрилатный клей, проволоку и двухкомпонентную шпатлёвку от Тамии) я сделал ведущий мост практически полностью с нуля. Дождался высыхания двухкомпонентной шпатлёвки и взялся пилить из этого набора достоверный ведущий мост.
А за окном тем временем тихий и спокойный вечер.
И вот что у меня получилось (мне даже кажется, что вышло лучше, чем было изначально):
И как это в оригинале выглядит:
Вопрос с ведущим мостом решён, двигаюсь дальше.
ДВИГАТЕЛЬ И НАВЕСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАМЫ.
Собрал двигатель с КПП, дособрал/подогнал оставшуюся мелочёвку из навесного оборудования двигателя, отделил вентилятор от диффузора радиатора (так будет проще и удобней всё окрашивать, учитывая что детали разных цветов), собрал катализатор и бак к нему, а так же собрал колёса.
Примерил на "сухую" для подгонки и проверки.
Готовые к покраске элементы:
Хочется отметить, что ребята из Italeri без дела не сидят и работают над качеством своих моделей. За что им спасибо. Стыкуемость деталей отличная, качество пластика тоже довольно неплохое (мелкие и тонкие детали не ломаются пополам, пока их отсоединяешь от литников), облоя вообще практически нигде нет. Строится в удовольствие.
КАБИНА И ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕРЬЕРА.
С кабиной тягача всё просто. Она состоит из нескольких элементов, которые прекрасно стыковались и не доставили каких-то проблем. Всё что я сделал, зашпатлевал маленький вещевой ящик над аркой колеса со стороны пассажира — таких вещевых отсеков на машинах нашей фирмы нет (на дороге машину с имеющимся таким вещевым отсеком со стороны пассажира встречал только один раз, в Германии). Так же убрал имитацию линз и ламп в фарах, рассверлил эти места под имитацию из прозрачного литника.
Подготовил детали интерьера кабины. Впечатлила детализация.
Вот я и вернулся домой из рейса, за окном осень 2020-го, холодно и самое время заниматься доработкой, покраской и сборкой модели тягача Volvo FH.
ДОРАБОТКА, ПОКРАСКА ДВИГАТЕЛЯ И КПП.
Даже понимая, что никто этого не увидит, я не мог просто взять и покрасить двигатель. Мне нужно было его доработать и провести все трубочки и проводочки.
Проложил трубочки и магистрали.
Производители в моделях двигателей делают очень плохую имитацию приводных ремней.
Сточил эту имитацию, обработал все шкивы.
Собирался имитировать приводные ремни чёрной изолентой, как вдруг на глаза мне попалась маленькая резиночка.
Спросил у жены "от чего эта резиночка?" и она сказала — "это резинка для волос".
Для покраски двигателя я не нашёл нужный цвет в модельном магазине. А тот цвет, что я выбрал, оказался через чур ярким.
Исправил эту проблему, покрыв двигатель синим лаком от Тамии.
Вот такой получился двигатель D13K500:
От нечего делать вентилятору сделал новую, более длинную ось и он теперь свободно вращается. Сделано это было просто так, для спокойствия души.
ДОРАБОТКА И ПОКРАСКА РАМЫ.
С помощью подручных средств (медная проволока, канцелярские скрепки и т.п.) сделал имитацию трубочек и шлангов. Сделал имитацию подвески кабины (комплектация у модели высокая, с пневмоподушками кабины, но в нашей фирме тягачи с пружинами и амортизаторами).
Ну и покраска всего этого дела:
А так в оригинале выглядит:
ПОДГОТОВКА К ПОКРАСКЕ И ПОКРАСКА КАБИНЫ, ЭЛЕМЕНТОВ ЭКСТЕРЬЕРА И БАМПЕРА.
Для покраски кабины я выбрал новую для себя серию красок LP от Tamiya. Это краска с добавлением в неё глянцевого лака. Тем не менее, после покраски я наносил несколько слоёв глянцевого лака. Это был первый и последний раз, когда я для кузовных панелей использовал модельные краски и лаки. В следующий раз это будут либо краски, стравленные из баллонов, либо двухкомпонентные автоэмали и лаки.
Как и полагается, сначала загрунтовал так сказать "проявочным" слоем, затем шлифовка выявленных недостатков, снова грунт и покраска.
Покрасив детали, обратил внимание, что бампер не соответствует комплектации прототипа. Нужно было срезать нижнюю "губу". До этого проскакивала мысль, что с бампером что-то не так, но внимания этому не придавал. Не беда, отрежем
Примерочка решётки:
ПЕРЕДНЯЯ ОПТИКА.
Один из самых сложных моментов этой модели это передняя оптика. Конечно если просто брызнуть какой-то серебрянкой да приклеить стёкла, то всё просто. Но я строю модель тягача и стремлюсь сделать её максимально реалистичной. Поэтому работа с передней оптикой была одной из самых сложных.
Отделил повторитель поворота от стекла фары (это две разные детали в реале, и у них нет ничего общего).
Сначала я оклеил все поверхности, на которые не должна попасть серебряная краска. После окраски серебром, окрашенную поверхность окрасил маркером Молотова (считается самым лучшим хромом). Далее чёрные окантовочки, как на оригинале. Нужно было как-то имитировать молочно-мутные уголки ДХО. Для этого сделал смесь из разных красок и более-менее пришёл к нужному результату. И завершил оранжевым лаком в поворотнике, поставив точку по центру и лёгкими мазками от неё, что-бы имитировать оранжевую лампочку за стеклом-рассеивателем поворотника.
Вообще сколько смотрю работ по такой модели тягача Volvo FH, ни у кого не видел достоверной оптики. Хотя некоторые элементы, такие как повторители поворотов, сделать достоверными совсем не сложно. Обычно все красят их снаружи. Но если просто взглянуть на них в оригинале, станет понятно, что окрашены они изнутри. Я тоже свои окрасил изнутри и они выглядят как и должны:
Для имитации линз я взял кусочек прозрачного литника, зажал его в патрон шуруповёрта и шлифовал наждачкой до нужного размера. Потом этим же способом отполировал и вклеил на свои места. Так же и со всеми остальными лампами.
Вот что у меня получилось:
ИНТЕРЬЕР.
Тут особо нечего рассказывать. Добавил пару крутилок к радиостанции возле тахографа и закинул провод от переговорного устройства в верхний карман, как это делаю на работе. Сделал шторки из окрашенной в чёрный бумаги. Декаль кнопок центральной консоли чуть косячная по размерам в этом наборе.
ПОКРАСКА НАВЕСНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.
После окраски радиатора я приложил к месту, где должны быть соты сетку от пакетика чая Tess и с помощью аэрографа нанёс чёрный цвет. Фото не передаёт, но вживую глазу теперь видна имитация сот.
БРЫЗГОВИКИ И ЗАДНЯЯ ОПТИКА.
Сделал имитацию "шубы" с внутренней стороны брызговиков.
Что-бы добиться идеального результата по задней оптике, пришлось четыре раза её перекрашивать. Меня не устраивал результат. Где-то поторопился, где-то чуть закривил, где-то "ступенька" от скотча осталась, когда на реальном фонаре всё гладко должно быть. А с виду всё очень просто.
ЗАВЕРШЕНИЕ СБОРКИ ХОДОВОЙ.
Габаритные огоньки:
В расширительном бачке красный антифриз
СБОРКА КАБИНЫ.
Про Платон тоже не забыл. Машина стоит, поэтому штекер не в прикуривателе
С лобовым стеклом у меня были "проблемки", если так можно это назвать. Родное стекло было волной и не вставало на своё место - такой брак. Пробовал греть и исправить — сделал хуже. Но я не был бы моделистом, если бы меня это остановило. Я взял пластиковую бутылку из под воды для утюгов и сделал из неё новое лобовое стекло. Отличный выход из положения.
Люк. Добиться идеального результата по тонировке люка я смог только с 11-го раза. Смывал краску с него 10 раз. То ворсинка попадёт, то пузырёк маленький высохнет, то лак по углам соберётся (форма немного выпуклая). Мне нужно было добиться стеклянного отражения и равномерной тонировки. Поэтому только с 11-го раза я успокоился.
ПОКРАСКА КАПОТА.
Добился идеального результата по капоту со второго раза. Первый раз я окрасил его со всеми деталями в красный, потом оклеил и задул в чёрный пластиковую накладку. Потом всякими дорогими Тамиевскими и прочими малярными лентами оклеивал всё, что-бы окрасить алюминиевые вставки. Задуть не получалось — то поддувы, то недодувы, то ровно не отрежешь ленту. Пробовал кистью. Тоже не то.
Затем смыл всё до грунта, благо с этим легко справляется спирт.
Во второй раз задул пластиковую накладку в чёрный. Заклеил самой дешёвой малярной лентой и спокойно всё вырезал и задул. Получились отличные вставки. Затем задул металлическую часть капота в основной красный. Очередной раз убедился, что нефиг переплачивать за модельные принадлежности.
ВЕРХНЯЯ ЛОБОВАЯ ДЕТАЛЬ С НАДПИСЬЮ "Globetrotter XL".
На этой детали моя работа остановилась. Дело в том, что производитель даёт переразмеренную декаль Globetrotter XL, да ещё и цветную, которая встречается у кабины третьего поколения Volvo FH (2002-2012).
Выточил три углубления под обозначение автопоезда, тем самым "русифицировал" модель тягача (в европе не делают эти три лампочки в центре). Теперь это сборка г.Калуга.
Пришла новая декаль.
РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ЗНАКИ.
Отдельно приобрёл декаль с наборными рег.знаками. Написал производителю о неверных пропорциях цифр основного номера — они должны быть больше. Обещали подумать над исправлением ошибки. Если исправят и добавят дополнительные пустые таблички рег.знаков, то закажу пару комплектов про запас. Ничего не исправят, забуду их навсегда.
Ну и начал сборку полуприцепа Schmitz.
Финал по тягачу:
Несколько фото без обработки при естественном освещении:
В паре с Актросом (на этом Актросе работал мой товарищ, и я построил его по фотографиям):
Полуприцеп Schmitz.
Фотографии процесса сборки я не загружал, да и не думаю, что это кому-то интересно. От себя скажу, что перепилил складку тента; сделал отверстия с люверсами под петли пломбировочного троса; сами петли из медной проволоки; тросик из лески; кончики тросика из иглы от шприца; на передней стенке с петлями фототравленные пластинки из набора барашков в 35-ом масштабе от Микродизайн; клеточки-усилители на тенте - скотч Тамия; декали на воротах прицепа; надписи на тенте - трафареты; отбойники выпилены из пластика от паллетного ящика; ящики под инвентарь - Зд печать.
Ну и финальные фото сцепки:
На полочке:
Извиняюсь, что WIP получился одним сообщением. Стройка проходила три года назад, и тут её расписывать несколько дней и сообщений смысла никакого не вижу. Надеюсь это даже удобно будет, как статью прочитать, фотографии посмотреть. Если у кого-то возникнут вопросы, не обязательно цитировать и всю статью копировать. Можно напрямую вопрос задать без цитат - я же это всё писал, должен понять, про что спрашивают
Всем спасибо за внимание