Тема: DAF XF 105 (Italeri 3884 1/24)
Всем привет, коллеги моделисты!
В этой записи расскажу о постройке третьей моей модели тягача в 24-ом масштабе, завершённой на днях — DAF XF105 от Italeri.
Постройку модели начал на работе, в кабине Volvo FH, когда привёз груз из Европы и стоял на таможне в ожидании оформления документов. Фотографии особо не делал, а те что делал, не представляют интереса.
Уезжая в рейс всегда старался прихватить с собой коробочку с моделью и чемоданчик с принадлежностями, что-бы на случай простоя было интересней время скоротать. В основном в этом рейсе занимался рамой и исправлением ошибок производителя (производитель Italeri схалтурил, и по самой простейшей схеме создал модель, используя раму от предыдущего поколения DAF 95, когда у DAF 105 совершенно другое расположение навесного на раме).
Работа с натуры — глядя в окно на такие же DAFы:
По раме переставил большой бак справа налево, переместил ящик с АКБ слева направо, катализатор слева направо, вместо запасного колеса справа поставил малый бак, перепилил площадку над ящиком АКБ что-бы она вставала внутренней стороной параллельно раме.
Позаниматься моделью в рейсе много не получилось, он завершался, и с моделью я перебрался на рабочий стол домой:
Дома раму отложил в сторону и взялся за кабину — на мой взгляд самое сложное в сборной модели тягача.
Для начала отрезал бампер от лицевой панели кабины (производитель давал их вместе):
Затем из бампера вырезал фары головного света (отдельно друг от друга покрасить их будет проще и удобней):
Больше всего меня беспокоил вопрос — смогу ли я вставить собранный и окрашенный салон в собранную и окрашенную внутри и снаружи кабину (на модели Volvo FH4 и Mercedes Actros MP4 например, салон вставляется когда передняя панель кабины с рамкой лобового стекла не приклеена). И салон действительно не вставлялся - мешали опоры кабины:
Просто сделал прорези, что-бы опоры не останавливали пол и салон зашёл свободно. Вопрос меня беспокоил этот потому как полностью собранную внешнюю часть кабины намного удобней красить и покрывать лаком, чем это делать по отдельности и склеивать все окрашенные элементы воедино.
В этот раз при постройке модели на 90% отказался от модельных красок и лаков. Решил попробовать максимально дешёвые краски — баллоны Kudo из хоз.магазинчика в соседнем доме (цена за баллончик краски равна цене за баночку модельной краски Тамия — существенная разница в миллилитрах). Но наношу пока эти краски на модельный грунт (Mr.Hobby 1500), что-бы создать как бы "защитный" не агрессивный для пластика слой (имелось мнение, что автомобильные/хозяйственные лакокрасочные материалы будут агрессивны для модельного пластика и могут повредить/подплавить внешнюю окрашиваемую поверхность).
Стравливал краски с баллонов в стаканчик, и переливал в пустые баночки от красок Тамии. Оказывается консистенция красок из баллонов идеальна для аэрографа и потрясающе наносится — для меня это было открытием. Краска из баллона, без всяких растворителей и разбавителей прекрасно наносится аэрографом:
Изначально хотел сделать тягач белым, обычной "рабочей лошадкой", но едкий жёлтый пластик очень трудно перекрывается. Даже после грунта и окраски в чёрный, если поднести окрашенный элемент к лампе, просматривались желтоватые просветы, которых не видно при обычном комнатном освещении или при дневном свете. Поэтому, во избежание неприятных моментов, спустя какое-то время после завершения стройки решено было выбрать тёмный цвет, и выбор пал на "Аквамарин" в баллоне Kudo:
На стикере оттенок был довольно светлый, и что-бы не получить цвет автомобиля ВАЗ-2114 и был нанесён чёрный матовый цвет от Kudo для придания тёмного оттенка основному цвету модели:
Далее нанёс этот "аквамарин" и покрыл 2-компонентным лаком Solid Classic:
Цвет классный получился, сам не ожидал такого:
Лак и отвердитель (разбавлял растворителем Р-12):
Тут я совершил ошибку. Во-первых, я покрыл модель лаком, но не нанёс декали. Планировал их нанести на лак и снова покрыть лаком, так как это делают моделисты на бронетехнике, что-бы скрыть подложку декали. Первый слой лака получился нормальным, но меня не устроили обводы возле дверных ручек. Ещё слой после декалей и это был бы перебор. Поэтому было решено смывать эту красоту, вырезать дверные ручки и снова пройти все этапы от грунта до декалей и лака:
Отмытая кабина и уже вырезаны ручки дверей:
Открасился в той же последовательности и нанёс декали:
Декали хорошо "прилипают" к краскам Kudo, и использование жидкости MarkFit может навредить — повредить/сместить/сморщить и расправить как надо декаль уже не получится (проверил на ненужной декали). Всё это дело покрыл лаком:
Перед финальной сборкой заматовал всё 2000-ой губкой и без фанатизма полирнул тамиевской финишной полиролькой, что-бы модель "не горела". Не полировал заднюю стенку кабины (нет необходимости) и капот с планками решётки радиатора (мог сломать).
Пример отполированного без фанатизма бампера:
В какой-то момент я вошёл в кураж и перестал делать фотографии процесса, концентрируя внимание на мелочах и получая удовольствие от того что делаю. Поэтому фотографий салона нет (на третьем фото ещё можно что-то увидеть, но это лишь незаконченное оформление приборной панели).
Вообще по салону работаю примитивно, так как даже при большом желании увидишь внутри очень мало. Тут сделал покрытия обеих кроватей в спальнике (использовал высохшую влажную салфетку), сделал стенки из глянцевого картона, окрасив их чёрным (производитель не даёт стенки в кабине на этой модели), а так же из внутренней части почтового конверта сделал клетчатые шторки (их видно на фото "впрофиль").
Собрал салон, и вклеив стёкла вклеил его внутри кабины. Вставил окрашенные отдельно фары в бампер (фары отсверливал и делал лампы/линзы из прозрачного литника). Выкрасил отражатели противотуманных фар в бампере, вклеил стёкла. На бампер поверх лака нанёс декаль "L" в зелёном круге (специально на лак и ничем не покрывал — посмотрю сколько лет продержится).
Для зеркальных элементов использовал самоклеющуюся хром-фольгу Bare Metal. Её же использовал в фонарях на крыше кабины.
Пластиковую чёрную часть решётки радиатора не красил. Нанёс на неё декали, приварил MarkFitом, и вклеил. Бампер тоже держится на этой детали, и то, что я его отрезал, сыграло полезную роль только при окраске.
Из набора Scania "Imperial", что ждёт своего часа на полке забрал один из трёх вариантов клаксонов, один из двух вариантов лайтбаров на крышу и кенгурин с прожекторами (на Скании элементы тюнинга использоваться не будут, поэтому их не жалко). Цыгановщину всякую и колхоз не люблю, но тут эти элементы встали очень хорошо и мне очень понравилось, как стала смотреться кабина:
За несколько дней до завершения стройки:
По матчасти 105-го сделал поправки и перенёс большой бак на левую сторону. Добавил дополнительный маленький бак, укоротил его и поставил на правую сторону. Примитивно выпилил бачок AdBlue, так как его всё-равно закрывает аэродинамический обвес, но горловина и пробка видны (из аэродинамического обвеса с правой стороны была вырезана имитация крышки бачка AdBlue, так как там появился полноценный).
Матчасти соответствует:
Поправил положение левого поручня за кабиной. Добавил сеточку в прямоугольное отверстие спойлера перед воздухозаборником (использовал чайный пакетик-пирамидку Curtiss):
Изменил выхлопную систему, так как катализатор переехал слева направо. Перепилил передние колёса и укоротил ступицы на ведущем мосту. Колёса сначала хотел поставить другие (остались лишние от последней Volvo FH), но у неё два варианта ступиц и ни один не похож на DAFовский. Поэтому перепилил родные колёса под обод с выносом не меняя ширины диска (то есть суперсинглы из них не делал). Без перепила, на обычных дисках эта модель от Итальери не смотрится — то есть выглядит совсем не так, как в жизни выглядит на таких колёсах (сильно утоплены). Да и сами диски, если честно, очень далеки по внешности от настоящих. Почему никто не делает допами штатные диски для грузовиков в 24-ом масштабе?
Диски из набора Volvo FH4:
Диск из набора DAF:
Для сравнения:
Укороченный выступ заднего внутреннего колеса:
Укороченная ступица ведущего моста:
Всё это в сборе:
Так же пришлось "поиграться" с высотой подвески, что-бы выровнять тягач (сколько смотрю изкоробочных работ, у тягача задраны пневмоподушки, а по передней подвеске наоборот незаводское занижение — у меня так же при примерке был выявлен этот косяк набора).
Не стал делать переднюю ось поворотной — сделать это было не трудно, но родные детали нужно было усиливать, так как в том исполнении, что есть, они довольно хрупкие. Да и смотреть потом через пару лет, как от веса модели передние колёса стали "домиком" тоже не хотелось. Поэтому просто усилив дополнительными распорками оставил в прямом положении.
Седельно-сцепное устройство от души смазано (масло пока подсыхает, но есть идея по полуприцепу, возможно придётся всё стирать и поэтому пока оставил так).
На одном оригинальном DAFе увидел закреплённые противооткатные башмаки на "хвосте" рамы. Тоже так сделал:
Соединительные шланги сделал из пружинки от ручки с подставкой на липучке (как в банках и разных организациях есть ручки "привязанные", вот от такой ручки).
Рег.знаки изначально планировал поставить немецкие, но потом вспомнил, что в Германии не встречал DAFов с таким большим объёмом топливных баков, и поставил польские рег.знаки — поляки, что на Россию ходят, как раз ставят дополнительный бак. Да и лайтбары с доп освещением любят, поэтому всё логично.
Вообще, если честно, эта модель была выбрана для изкоробочной сборки, что-бы отдохнуть — но что-то не получилось))) Как обычно, вообщем))) Но зато это первый мой тягач, выполненный не по фотографиям, а чисто фантазия))))
Вот такая получилась стройка.